Молокане
Как русские бабушки оказались в Сан-Франциско
Нет, тут ничего не напоминало Сан-Франциско! Эта уличка походила скорей на окраину старой Тулы или Калуги. Мы остановились возле небольшого дома с крыльцом и вошли внутрь. В первой комнате, где на стене висели старинные фотографии и вырезанные из журналов картинки, было полно народу. Тут были бородатые, пожилые люди в очках. Были люди и помоложе, в пиджаках, из-под которых виднелись русские рубашки. Точно такую одежду надевали русские дореволюционные рабочие в праздничный день. Но самое сильное впечатление произвели женщины. Хотелось даже провести рукой по глазам, чтобы удостовериться, что такие женщины могут быть в тысяча девятьсот тридцать шестом году.

Ильф и Петров
«Одноэтажная Америка»
На родине молокан относили к «особенно вредным ересям». По указу Николая I их ссылали в закавказские губернии. На деле же молокане были одной из сект духовного христианства. Их основным отличием от православных было то, что они не признавали святых и трактовали Библию через символы и аллегории. Молокане не употребляли алкоголь и не ели свинину, они занимались сельским хозяйством и жили очень обособленно. В пост пили молоко – по одной из версий, именно из-за этого православные прозвали их «молоканами». Многие отмечали сходство молокан с протестантами, а историк Костомаров связывал возникновение секты с «развитием в русском народе рациональных умствований».
Школ в раскольничьих селениях нет. Сельское хозяйство ведётся по принятым правилам их праотцами с тою только разницей, что плодородие земли поселяет между ними ещё большую беспечность, чем прежде в России, ибо дает достаточные урожаи без употребления тщательной обработки и удобрения полей. Раскольники ведут себя вообще трезво, скромно, а главы семейств заботятся о благосостоянии своих жён и детей. Пьянство – весьма редко. Раскольники между собою очень доверчивы, но к другим жителям не только не доверчивы, но даже весьма скрытны.

Комиссия Берже
Канцелярия Главноначальствующего гражданской частью на Кавказе, 1885
В 1902 году на общем совете молокан было решено переселяться в США. Во многом на это повлиял указ о всеобщей воинской обязанности, вступивший в силу в 1874 году. В общине молокан 40% мужчин должны были нести службу. Впоследствии их не выпустили из страны. Большинству семей, не получивших загранпаспорта пришлось нелегально переходить границу с Турцией. Огромную помощь в этом им оказали комитеты русской интеллигенции и купцы-староверы. Сам Лев Толстой посещал молокан в заточении и призывал власть отнестись к их религиозным принципам с пониманием. Николай II отверг прошение молокан об отмене воинской повинности в рамках общины.

Молокане обосновались в Калифорнии. Они отвергали любую солдатчину и резко критиковали все военные действия. В эмиграции они не спешили получать американские паспорта – опасались того, что их заставят взять в руки оружие. После сокрушительного землетрясения в Сан-Франциско многие молокане обратили внимание на малозаселенный штат Юта.
И только три человека отправились подыскивать подходящее для всей общины место в Мексику. Один из местных банков предложил им пустующие земли в Гваделупской долине за небольшое вознаграждение. Почва там была каменистой, а климат – жарким, но после Кавказа и Турции молоканам было не привыкать. Через какое-то время мексиканское правительство построило для них школу, где преподавание велось по-испански, но все жители сохранили и передали своим детям русский язык.
Автор: Андрей Уродов