Сельская Одиссея
Зачем уличные художники путешествуют по заброшенным деревням
Вова Чернышёв
– Я довольно давно занимаюсь стрит-артом, рисую на улицах и участвую в выставках. На определенном этапе я понял, что мне интересна традиционная культура. Меня тянуло в покинутые людьми места, хотелось почувствовать этот миф, ощутить дерево, как один из древнейших материалов. На фоне ежедневного бетонного городского движения деревни казались мне особенными. Там происходит что-то сильное и глобальное, тянущееся очень медленно, но существующее прямо сейчас.

Мне хотелось описать этот процесс красивого увядания. Появилось желание исследовать взаимодействие мифа и смерти. Я стал выезжать за город, пробовать работать с поверхностями старых деревенских домов, создавать первые рисунки, собирать фотоматериал.

Забавно, но именно после того, как я решил начать этот проект, мне впервые понадобился автомобиль. Через какое-то время я накопил на старенький "Рав-4" 95-го года. Сейчас на нём и путешествую, беру в дорогу ведра краски, фототехнику и палатку. После последней поездки на Кольский полуостров всерьез задумался о средствах обороны, так как снова повстречал мишку.
В деревнях я, как правило, встречаю два типа людей – здоровых, безумно любящих свой дом, родную землю и природу или бедняков и алкоголиков, которые говорят одно и то же: "Вот, было время, а сейчас все уехали, всё другое, выживаем с трудом". Последний тип встречается, конечно, чаще. Я воспринимаю это, как черту современности, и её, наверное, уже нет смыла менять.

Но больше всего запоминаются не жители, а облик и атмосфера места. В Мурманской области чаще встречаются заброшенные дома с пепельными, почти белого цвета брусьями, а в Карелии – темные, влажные, прогнившие постройки с ярко выраженной зеленой плесенью, в Нижегородской области больше чувствуется ремесленнический, деревенский дух.
Сознание в таких отдаленных локациях поражает какой-то необъяснимый страх. Ты видишь, как древний дом со старинной резьбой, тяжелыми старыми бревнами, прогнувшейся крышей медленно уходит в землю под натиском природы. Смотря на такие пейзажи, понимаешь, что это не просто разрушение одного заброшенного строения, а смерть всей деревенской традиции: мифов, поверий, фольклора. И всё это происходит прямо здесь и сейчас. Там, где никто не видит.

Я хочу выпустить книгу, которую можно было бы взять в руки, чтобы прочувствовать всю эту историю. В начале следующего года я также планирую выпустить короткий документальный фильм из того, что уже успел отснять за три года поездок. После этого поеду покорять Дальний Восток. Примерную карту путешествия пока составляю у себя на сайте.

Говорят, что прошлое, это истории, которые мы рассказываем самим себе. Я хочу рассказать о том, как исчезает само прошлое, хочу обратить внимание на этот процесс при помощи осторожного вмешательства в деревенский пейзаж.
Помимо путешествий я участвую в выставках совместно с Артемом Филатовым. Это мой друг, художник из Нижнего Новгорода. То, что мы делаем, так или иначе касается проблематики заброшенных деревень.

Я вижу, что наши работы вызывают интерес у самых разных людей. В этом году мы с Артемом открываем персональную выставку в Москве в галерее Artwin. Открытие намечено на одиннадцатое декабря.

Фото: Вова Чернышёв