Как-то раз мы попали на Брайтон-Бич и поняли, что это единственное место в Нью-Йорке, где нам жутко. В разверзшемся портале с того света бродят призраки родины: хмурые гастрономщицы, пацаны из 90-х, советские инженеры и блондинки в шубах. Сила пережитых нами там эмоций толкнула нас снимать этот консервант, который, как оказалось, ещё никем до нас не был задокументирован, и открывает окно в само бессознательное нашей культуры, её квинтэссенцию. Непосредственно "Волшебную страну" мы снимали, однако, в Лос-Анджелесе, где, среди солнца и пальм, русский человек проживает свою мечту о мифической загранице, и всё это похоже на, в общем-то, добрый, хотя и потусторонний советский сон.
Нам помогло не только то, что мы происходим из той же культуры, что и наши герои, но и то, что сами являемся эмигрантами. Мы не живём в русском сообществе, но проходим через те же психологические процессы ломки и трансформации, что позволяет нам гораздо глубже вчувствоваться в материал.
Мы работаем только вдвоём, используем минимум оборудования, чтобы оставаться незаметными, как ниндзя, и пытаемся доказать, что документалистика не сводится к говорящим головам и репортажной съемке. Для нас это – поэтический жанр: мы уделяем особое внимание визуальности, через которую, собственно, и передаём эмпатию.
Документалистика – это взаимность: ты пытаешься захватить реальность пока реальность захватывает тебя. Замыслу можно способствовать, но результат всё равно непредсказуем. В этом вся соль. Документалистика предполагает путешествие в тумане, где не существует тверди: ты слышишь, что тебя из этого тумана что-то зовёт, но что это – не знаешь. Выясняя это, ты и делаешь документальный фильм. В этот туман не стоит заходить, если тебе уже известно то, что ты хочешь сказать, и главное для тебя – контроль в претворении твоего высказывания.