Русский слоукор
Голландский штурвал и другие особенности одиночества в Петербурге
Участники группы "Голландский Штурвал" рассказывают о том, зачем записывать песни о своих бывших, и как слоукор помогает отсрочить безумие.
Никита
– Если в конце девяностых в школьных коридорах ты удумаешь признаться, что дрочишь – тебя ожидают брезгливые насмешки. Может быть, дефицит порнографии вместе с массовым увлечением уголовной культурой и привели к межполовому ханжеству и истерии «борцов за нравственность»?

В начале двухтысячных интернет открыл доступ к фотографиям с голыми дамами, хотя я всё ещё помню и видеопрокаты, и жвачки с эротическими наклейками. Тогда же появилась серия программ eJay, при помощи которых все делали первые треки. Тематика околокриминальная – всем давно знакомая. А если писали про секс, то в шуточно-фольклорном стиле, а-ля "Сектор Газа". Такова традиция.

Когда хочется спеть про одиночество и отсутствие секса у нас принято превозносить тему до готического или эмокорового пафоса. У меня, как и у многих, была такая группа. Хочется спеть про то что дрочишь, а вместо этого поёшь о войне. Таким образом в 2007-ом я завязал с музыкой.
Отчасти это произошло от того, что я пытался устроить жизнь – поступил в университет, сдал на права, устроился на работу. Я выбрал девушку, её звали Ира, и долго добивался взаимности. Два года.

С девушкой всё случилось нелепо, как и случается в первый раз – она напилась и предложила уединиться в ванной. Несколько дней после этого была надменной и раздражённой. Потом попросила уйти.

Друзья не хотели рассказывать, что пару раз трахались с Ирой – видели, что я испытываю к ней нездоровые, суеверные чувства. Потом решили, что моя любовь обрела земной характер и поделились впечатлениями. Несколько дней я пил, потом начал что-то менять.

Валерия – странная, но элегантная девушка, сдавала комнату за 8 тысяч рублей. Для 2009-го это было дорого и далеко от метро, но Валерия мне нравилась. Я согласился.

Спустя какое-то время позвал друга помочь перетащить мебель. Встреча получилась со всеми вытекающими. Утром Валерия сказала, что комнату будет сдавать моему другу. За бесплатно. Теперь мне полагалась комната поменьше.

Я вспомнил, что занимался музыкой, и решил написать об этом песню. Стиль Slowcore – потому что под хмельком удобнее играть медленную музыку. Так и получился "Голландский Штурвал" – группа из двух человек для пьяных посиделок. Потом я уже не мог остановиться.
Владимир
– Откровенно говоря, на пьяных посиделках мы играли не так уж и много – хотелось записать альбом. И он мог получиться ещё в 2010-ом, если бы не куча «отвлекающих» факторов и щепетильность Никиты.

А встретились мы аж в 2005-ом. Пили на заливе, и стали настолько синими, что увязались за девушкой из санатория. Охранники остановили нас у входа в лифт и вызвали ментов. Вот так, с юношеским позором, когда родители с пенделями забирают тебя из обезьянника, мы и познакомились.

Мы слушали много спокойного построка, слоукора и заметили, что в России почти никто такого не делает. Обычно берутся самые пошлые приемы и бесконечно обыгрываются, возводятся в Абсолют. Так объясняется особая любовь россиян к Rammstein, Modern Talking и Scooter. С таким подходом даже слоукор когда-нибудь испохабится, поэтому в "ГШ" я стремлюсь к музыкальному разнообразию и эксперименту. Никита говорит наоборот: "В самоограничении – творческая выразительность". В этом противостоянии и получается музло.

У Никиты была куча зарисовок и поп-панковских текстов в стиле: "Я подключаю ток к половым местам, это мне заменяет дам". Всё про одиночество и онанизм, только в шуточном ключе. Как-то мы по приколу уменьшили темп одного такого трека и нас проперло.

Мы стали придумывать мелодии и создавать аранжировки. Никита написал тексты хотел вогнать в краску дам, с которыми у него не сошлось. И мы стали играть. Сначала были квартирники. Потом бары. Потом записывали альбом.
В 2011-ом у Никиты появилась Наташа – бойкая и умная девочка. Процесс замедлился. Когда мы стали готовить очередной концерт она жаловалась на недостаток внимания. А на концерте уже было понятно, что они разойдутся. Наташа переключалась на нашего знакомого.

Помню – Никита позвонил мне ночью на работу, я тогда работал в сексшопе, и сказал, что они расстались. Он всегда говорит о своих проблемах. Подобного нытика давно бы послали на хуй, но его почему-то с интересом слушают. Мы всю ночь разговаривали и сошлись на том, что запишем альбом, где каждый трек будет раскрывать стадии отношений мужчины и женщины.

Забегая вперёд – скажу, что Никита даже не изменил имя парня, на которого обратила внимание его девушка. Вообще дамам нужно быть аккуратней – в текстах вся грязь будет упомянута. Как говорится, взята на карандаш.

Я не могу представить себе потенциального слушателя "ГШ". Парни обычно боятся признаться в таких чувствах не то что товарищу – самому себе. А женщины, мне кажется, умнее нас. Они сразу все понимают. Тем и интереснее их перехитрить.
Никита
– Я стараюсь добавлять в тексты побольше сырой жизни. Так при живом исполнении получаешь эмоциональный выплеск. А иногда – удовольствие смотреть в глаза героям песен.

Думаю – стоит честно относиться к своим проблемам. Тогда появится шанс, что они когда-нибудь разрешатся. Честно пишешь песню – становится легче. Прокручиваешь одни и те же фразы - в конце концов получаешь ответ. Как медитация.

Откровенно говоря, мне долгое время казалось, что я пишу для себя. Занимаюсь арт-терапией. Но жизнь показала другой смысл: люди с похожим опытом слышат, что их страдания достойны повествования. Если это помогает существовать в мире мужчин и женщин – это уже какое-то дело.
Фото: Павел Бажутин